Методика расчета запаса хода электрокаров: EPA, NEDC, WLTP

3 мая, 2022

Методика расчета запаса хода электрокаров: EPA, NEDC, WLTP

Возможен ли пересчет из одной системы в другую значения запаса хода?

Для всех, кто следит за темой электромобилей, не является секретом, что давая технические характеристики различных моделей, мы каждый раз указываем методику, использованную для получения запаса хода. К сожалению, универсального способа измерения этого параметра, пока не придумано.

Не все ли равно, спросите вы? Рассмотрим несложный пример. На одном из российских ресурсов опубликована информация, что внедорожник I-Pace способен преодолеть 470 км на одном заряде. В то же время в США запас хода этой модели автомобиля оценивается лишь 396 км. Более того. Как ни странно, в Китае I-Pace приписывается способность проехать около 490 км на одном заряде.

Может возникнуть предположение, что в разных странах этот электромобиль оборудуется разными аккумуляторными блоками. Однако это не так. Все батареи имеют одну и ту же полную емкость 90 кВт-часов, то есть они совершенно одинаковы. Нет никаких различий также у шин, одинаковы и аэродинамические характеристики. Даже параметры асфальтового покрытия не сильно отличаются. Причина различий кроется в методике измерения.

Результат за несколько минут!

При обсуждении измерения запаса хода, первое, что представляется – водители, которые садятся в электромобиль и ездят на нем до тех пор, пока батарея окончательно не разрядится. Правда такой метод расчета слишком субъективен, поскольку условия для проведения таких экспериментальных поездок невозможно было бы сделать одинаковыми.

В реальной жизни замеры пробега производятся по-другому. Испытания автомобилей проходят строго в стендовых условиях. В ходе испытаний происходит моделирование различных режимов движения. Далее специалисты-испытатели выполняют измерение энергии, истраченной на пробег известного расстояния, ее соотносят с емкостью аккумуляторной батареи и, проделав несложные арифметические расчеты, выходят на окончательный результат

Что такое цикл NEDC

Что такое NEDC?

Расшифровка аббревиатуры NEDC — Новый европейский цикл вождения. Методика расчета является не такой уж и новой – с косметическими изменениями она существует с 1970 года. Получается, «Жигули» и «Москвичи» наших дедушек проходили сертификацию согласно правилам NEDC.

Продолжительность стендовых испытаний — 20 минут. Это время отводится на «проезд» автомобилем  11 км причем 66% этого времени посвящается имитации езды по городу, а остальные 34% загородной езде. Средняя скорость «езды» в процессе испытаний составляет 34 км/ч, максимум скорости 120 км/ч.

Методика претерпевала разнообразные изменения, модернизируясь со временем, и, как это ни удивительно, она использовалась вплоть до 2017 года. Причину понять нетрудно: как изготовителей, так и покупателей автомобилей с бензиновым и дизельным топливом, она полностью устраивала. И даже тот факт, что затраты топлива по паспорту были очень далеки от реальных, не мешал по привычке пользоваться устаревшей методикой.

При покупке автомобиля для обычного покупателя, выбирающего машину, важны даже не реальные затраты топлива, а то, какой автомобиль является более экономичным. С определением относительной экономичности система NEDC худо-бедно справлялась. Хотя все производители занижали показатели, но степень занижения была одинаковой. Получить понимание, какая машина ест меньше, а какая больше, NEDC вполне позволяет.

Главные проблемы методики начались с началом выпуска электромобилей. Для автомобиля на электротяге важен не расход киловатт-часов на сотню километров, а реальный запас хода. Методика NEDC этот параметр бессовестно завышала. И это одна из причин того, что начиная с 2017 года в Европе принята на вооружение другая методика расчета – WLTP.

WLTP

Аббревиатура в своем составе содержит слова «всемирная» и «гармонизированная». Однако оба этих термина вызывают сомнения. Во-первых, методика была разработана на Европейском континенте, там она и была востребована. Например, Китай по-прежнему остался верен методике NEDC. Это вполне устраивает китайские фирмы-производители электромобилей, которые могут заявлять огромный запас хода на одном заряде.

Гармонизированность тоже под вопросом. Система была создана с явным намерением лоббировать интересы автомобильных концернов Европы. Ведь именно они являются источником существенной доли налоговых поступлений, предоставляют миллионы рабочих мест, обеспечивают экономический рост. – все то, что так важно политикам Европы.

Кроме запаса хода электрокаров, WLTP помогает определить также и затраты топлива машин на бензине. Этот параметр стал источником для вычисления выброса в атмосферу углекислого газа, на котором основаны экологические требования к автомобилям. То есть, от того, каким образом будет посчитан выброс углекислоты, зависит разрешение на продажу машин. Так, «АвтоВАЗ» получил с текущего года запрет из-за несоответствия выбросов требованиям и Lada потеряла европейские рынки.

Таким образом, несмотря на стремление разработчиков WLTP дать миру методику, справедливо определяющую расход топлива и запас хода, они натолкнулись на решительное противодействие немецких автопромышленников. В результате тем, кто разрабатывал стандарт, пришлось смириться с некоторыми компромиссами.

Расстояние испытатели довели до 23,25 км, средняя скорость составила 46,5 км/ч, до 30 минут подросло время испытаний, а предельную скорость повысили до 131 км/ч. Также сблизились по удельному весу городской и загородный циклы. К тому же при движении добавились обязательные остановки, моделирующие пробки и светофоры.

В результате расход горючего по паспорту для всех автомобилей стал больше, запас хода электромобилей уменьшился, и, несмотря на ряд вопросов к методике расчета, расчетные параметры, порождаемые WLTP, ближе к реальному положению вещей, чем расчеты NEDC. На официально ввозимых в РФ электрокарах запас хода сейчас приводится как раз по WLTP.

Сравнение NEDC и WLTP
Сравнение циклов NEDC и WLTP

EPA (система FTP-75)

В США все свое, в том числе и методика расчета запаса хода, которая, как ни странно, самая честная. Причина этого в том, что в США разработка системы расчета запаса хода поручена не политикам, а работникам независимого агентства EPA. Они, согласно законам, подчиняются обычным гражданам. И несут перед ними ответственность за свои расчеты.

Одним словом, EPA стремится добиться, чтобы его методика выдавала реальные. а не мифические запас хода и расход горючего. В основном американская система, носящая название FTP-75, сильно напоминает WLTP. Однако имеются нюансы. В частности, чтобы с утра начать испытания, зарядку электрокара производят вечером, производя имитацию холодного старта. При движении машины обязательно на некоторое время включается кондиционер.

Кроме того в EPA считают, что для обычного американского водителя не характерно аккуратное обращение с педалью газа и, скорее, он не будет экономить заряд, а будет жать на педаль как следует. Соответственно, процесс разгона в испытательном цикле EPA превышает аналогичные показатели от WLPT более чем в два раза.

В результате электромобили в США имеют наименьший запас хода по паспорту. И это самый честный показатель из всех.

Возможен ли пересчет показателей между системами?

Возможен. Во всяком случае попытку такого пересчета предпринял эксперт InsideEVs Д. Ропер в прошлом году. Он проделал сравнение параметров 11 электрокаров, прошедших сертификацию с использованием всех методик. Пришел он к следующим выводам.

Чтобы выполнить преобразование запаса хода по NEDC в систему EPA, необходимо его значение поделить на коэффициент 1,43. Именно такова степень завышения показателей NEDC. Рассчитана была и погрешность метода. Она составила 11%.

Итог расчета по WLTP ближе к результату EPA, однако не тождественен — здесь коэффициент деления составляет 1,12. Размер погрешности перевода единиц при этом меньше — 8%.

Таким образом, в тот момент, когда в США расчетный запас хода электрокара равен 100 км, в европейских странах будет написано приблизительно 112 км, в Китае же – 143 км.

Какое расстояние реально способен преодолеть электромобиль на одном заряде?

При сравнении различных систем измерения можно сформировать для себя правила экономии заряда.

1. Высокие скорости противопоказаны электромобилям, не любящим увеличения сопротивления воздуха. Поэтому они дают такие хорошие результаты по NEDC, считающему, что движение по городу преобладает в общей картине поездок.

2. Электромобилям не нравятся резкие ускорения.

3. Комфортной для электрокара считают температуру воздуха от 20 до 25 градусов Цельсия. Причем включение печки или кондиционера уменьшает пробег. Даже открытое окно, ухудшая аэродинамику, отрицательно влияет на запас хода.

Выполняя приведенные выше правила запас хода по паспорту можно даже превысить. Интернет пестрит видео от энтузиастов, проезжавших до 1000 км после одного заряда Tesla Model S, а ведь по EPA этот электромобиль способен пройти лишь 644 км за один заряд.

Есть и российские примеры. Например, Mitsubishi iMiEV по подмосковной трассе проехал 153 км. При этом запас хода по паспорту этого непритязательного электромобиля по системе NEDC равняется лишь 150 км. Правда, не было пробок, не был включен кондиционер и скорость не превышала 70 км/ч.

Что такое NEDC. WLTP, EPA

Что в результате?

При выборе электромобиля, имейте в виду, что заявленный в паспорте запас хода абсолютно не гарантирован. На него может влиять множество таких факторов как осадки, жаркая или морозная погода, рельеф дороги, зимние шины, кондиционер. Любой из них способен существенно уменьшить запас хода.

Напротив, при возникновении острой потребности имеется возможность экономии заряда путем изменения стиля вождения.

Популярные электромобили в нашем каталоге

Материал по теме

Калькулятор

Услуги нашей компании — 800$